Опубликовано: 31 октября 2018 / Обновлено: 26 августа 2024
История

Присоединение Финляндии к России

Великое княжество Финляндское занимало территорию современной Финляндии и части Карельского перешейка, однако большая часть последнего находилась в составе Санкт-Петербургской губернии Российской империи. Великое княжество Финляндское было автономным образованием в составе Российской империи с 1809 по 1917 годы, находясь под управлением генерал-губернатора, назначаемого императором, но обладая значительной автономией.

Период правления России характеризовался в целом мирным внутренним развитием, хотя Финляндия косвенно участвовала в конфликтах Российской империи, например, во время Крымской войны (1853-1856). Тем не менее, впервые за долгие столетия финская территория была свободна от крупных военных действий. Рост населения Финляндии является важным показателем стабильности того времени: если на момент присоединения к Российской империи в 1809 году в стране проживало около 800 тыс. человек, то к 1917 году их число возросло до 3 млн.

Предпосылки вхождения в состав России

Финляндия на протяжении многих веков находилась под шведским управлением, начиная с 1104 года. Присоединение Финляндии к Российской империи в 1809 году стало результатом русско-шведской войны 1808-1809 годов, завершившейся Фридрихсгамским мирным договором. Эта война была последним в серии многовековых конфликтов между Швецией и Россией.

Причиной начала военного противостояния стало сближение Швеции с Великобританией, которая начала войну с Данией — союзницей России. Шведский король Густав IV отказался поддержать планы Российской империи по закрытию доступа британского флота в Балтийское море, что и стало поводом для начала войны. Формальной причиной присоединения Финляндии к России стала необходимость защиты Санкт-Петербурга, столицы империи, и превращение Финляндии в буферную зону между Россией и Швецией.

Таким образом, Финляндия в составе Российской империи играла важную стратегическую роль, оставаясь при этом автономным княжеством с собственными законами и культурой.

Финляндия в составе Российской империи

Изначально Россия планировала включить Финляндию в состав империи как обычную провинцию. Однако, чтобы снять опасения финнов по поводу нового правления, было принято решение предоставить Финляндии статус автономного образования — Великого княжества Финляндского. Это позволило сохранить культурные и религиозные традиции финнов, а также их собственный свод законов.

Император Александр I, понимая стратегическую важность контроля над Финляндией для защиты Санкт-Петербурга, решил, что будет мудрее заручиться поддержкой финского населения, чем подчинять его силой. Он сделал Финляндию генерал-губернаторством с автономным статусом в империи. Великое княжество Финляндское сохранило шведские законы, административную систему, лютеранскую религию и родные языки. Более того, финны были освобождены от некоторых обязанностей, обязательных для остальных жителей империи, например, от службы в царской армии, и пользовались особыми правами, которых не имели подданные из других регионов.

В стране была создана независимая судебная система, учрежден финский банк, и сохранялась собственная таможенная система. Налоги, собранные на территории Финляндии, оставались в автономии, что способствовало её экономическому развитию.

По сути, законы и конституция Финляндии практически не изменились, за исключением того, что российский император занял место шведского короля. Формы правления, унаследованные от шведской эпохи, были достаточно авторитарными, что позволило российскому императору принять их без значительных изменений. В то же время, они включали правовой кодекс 1734 года, который защищал индивидуальные права финнов.

В качестве еще одного жеста доброй воли в 1812 году Александр I вернул Финляндии территории, аннексированные Россией в XVIII веке (известные как Старая Финляндия). Эти примирительные меры оказались успешными: пока Россия соблюдала достигнутые договоренности, финны оставались лояльными подданными империи.

Заверения о предоставлении Финляндии автономии и гарантиях соблюдения её обычаев и традиций были задекларированы в двух постановлениях 1809 года, которые стали основой взаимоотношений между Финляндией и Россией.

Правительственная структура великого княжества Финляндского

В 1809 году в Порвоо (швед. Борга) был созван финский Сейм, который обсудил четыре ключевых вопроса: налоги, денежную систему, военные дела и учреждение Правительственного совета. Заседание Сейма было торжественно открыто российским императором Александром I. В результате обсуждений были приняты следующие решения:

  • Налоги, собранные на территории Финляндии, оставались в автономии, что обеспечивало её финансовую независимость.
  • В качестве официальной денежной единицы был принят российский рубль.
  • В военном вопросе была сохранена поселенная система, при этом финны были освобождены от военной службы за пределами своей автономии.
  • Был учрежден Правительственный совет, в который вошли 12 представителей финской национальности, ответственных за управление княжеством.

Согласно достигнутым договоренностям, финское правительство находилось под непосредственным контролем российского императора, который назначал генерал-губернатора своим советником. Первым генерал-губернатором стал шведский финн граф Георг Магнус Спренгпортен, однако в дальнейшем большинство генерал-губернаторов были выходцами с территории Российской империи.

Главным органом управления в Великом княжестве Финляндском стал Правительственный совет, который в 1816 году был переименован в Сенат. К тому времени он состоял уже из четырнадцати финских граждан, назначаемых императором. Параллельно с Сенатом в Санкт-Петербурге действовал Комитет по финским делам, также состоявший из финских граждан. Его основной задачей было представление интересов Финляндии императору. Однако в большинстве случаев финские чиновники в столице империи занимались делами княжества с минимальным вмешательством царского правительства.

Несмотря на эти привилегии, Финляндия оставалась под властью самодержавного российского императора. Финский Сейм, собравшийся в 1809 году, не созывался более пятидесяти лет. Формально Сейм считался законотворческим органом, однако его возможности были ограничены. Он мог лишь просить императора о введении нового закона, но не мог инициировать законодательные процессы. Император, в свою очередь, имел право созывать или распускать Сенат без какого-либо уведомления Сейма.

Правительство Великого княжества Финляндского представляло собой сложный баланс между традициями финского самоуправления и государственным самодержавием. Пока этот баланс соблюдался, финский народ оставался лояльным к российскому управлению. В отличие от поляков, финны не поднимали восстаний против власти Российской империи, что позволило Финляндии сохранять свою автономию до самого распада империи.

Тем не менее, Великое княжество Финляндское не было демократическим образованием. Действия императора соответствовали роялистской конституции, унаследованной от Швеции. У финнов не было никаких гарантий свободы — всё зависело от воли верховного правителя. Когда Александр II Освободитель снова созвал Сейм в 1863 году, это было сделано не в рамках обязательств, а в ответ на растущий запрос на реформы в империи.

В последующие десятилетия Сейм принял множество законодательных мер, которые модернизировали правовую систему Финляндии, повысили эффективность государственного управления, способствовали развитию торговли и подготовили почву для независимости страны в следующем столетии.

Статьи по Теме

Close