История

Присоединение Финляндии к России

Великое княжество Финляндское занимало территорию современной Финляндии и части Карельского перешейка (Ленинградская область), являясь генерал-губернаторством Российской империи с 1809 по 1917 годы. Период правления России характеризовался мирным внутренним развитием, главным образом потому, что впервые за столетия Финляндия стала свободной от войн. Наилучшим маркером в этом плане является рост населения — на момент присоединения к Российской империи в Финляндии проживало 800 тыс. человек, а к 1917 году уже 3 млн.

Предпосылки вхождения в состав России

Многие века (начиная с 1104 года) финские земли находились под шведским управлением. Присоединение Финляндии к Российской империи в 1809 году произошло по итогам русско-шведской войны 1808-1809 годов, оказавшейся последней в серии многовековых военных конфликтов между Швецией и Россией.

Причиной начала военного противостояния стало сближение Швеции с Великобританией, которая начала войну с Данией, являвшейся давней союзницей России. Шведский король Густав IV отказался содействовать планам Российской империи и перекрыть британскому флоту доступ в Балтийское море, как того требовала Россия, опираясь на договоры 1780 и 1800 годов.

Формальным поводом для придания легального статуса желанию Александра I присоединить Финляндию к российским владениям стало обеспечение безопасности Санкт-Петербурга, являвшегося столицей империи. Таким образом, вошедшая в состав Российской империи Финляндия, должна была играть роль своеобразной буферной зоны между Санкт-Петербургом и недружественной Швецией.

Финляндия в составе Российской империи

Изначально Россия планировала аннексировать Финляндию непосредственно как провинцию. Однако, чтобы преодолеть опасения финнов по поводу российского правления, было предложено следующее решение: Финляндия входит в состав империи на правах автономного образования – Великого княжества Финляндского, с сохранением культурных и религиозных традиций, а так же собственным сводом законов.

Новый правитель Финляндии император Александр I, убежденный в стратегической необходимости контролировать Финляндию для защиты Санкт-Петербурга, решил, что будет более целесообразно завоевать расположение своих финских подданных, чем подчинить их силой.

Он сделал страну генерал-губернаторством и предоставил ей автономный статус в империи. Великое княжество сохраняло свод законов Швеции, правительственную структуру и бюрократию, лютеранскую религию и родные языки. Кроме того, финны избежали некоторых обязательств, связанных с империей (служба в царской армии), и пользовались определенными правами, которых не имели граждане из других частей империи.

Существовала независимая судебная система, был учрежден финский банк. Финляндия даже поддерживала собственную таможенную систему, а налоги, собранные в автономии, здесь же и оставались.

По сути, законы и конституция Финляндии остались неизменными, а российский император занял место шведского короля. Официальные формы правления, унаследованные от эпохи шведского абсолютизма, были достаточно авторитарными, чтобы российский император мог принять их в значительной степени неизмененными; тем не менее, они включали в себя всеобъемлющий правовой кодекс 1734 года, защищавший отдельные права финнов.

В качестве еще одного жеста великодушия в 1812 году царь возвратил финнам земли, которые Россия аннексировала в XVIII веке (Старая Финляндия). Такие примирительные меры оказались весьма эффективными, и, пока Россия уважала договоренность, финны оставались лояльными субъектами Российской империи.

Имперские заверения в том, что Финляндия получит автономию, а так же гарантии соблюдения ее исконных обычаев и традиций, были задекларированы в двух постановлениях 1809 года, составивших для финнов основу их отношений с Россией.

Правительственная структура великого княжества Финляндского

Финский Сейм, собравшийся в Порвоо (швед. Борга) в 1809 году, рассмотрел четыре основных вопроса: налоги, денежная система, войска и учреждение Правительственного совета. Российский император Александр I лично открыл заседание Сейма. По результатам заседания были приняты следующие решения:

  • все налоги оставались во вновь созданной автономии;
  • в качестве денежной единицы принимался российский рубль;
  • в военном вопросе сохранялась поселенная система и финны освобождались от несения службы за пределами своей автономии;
  • был создан Правительственный совет по управлению Финляндией, в состав которого входили 12 человек финской национальной принадлежности.

Согласно условиям соглашения, заключенного между Сеймом и императором, правительство Финляндии напрямую контролировалось последним, который назначал генерал-губернатора своим советником. Первым этот пост занял шведский финн граф Георг Магнус Спренгпортен (Géran Sprengtporten). За этим небольшим исключением все генерал-губернаторы были выходцами с российской территории.

Главным инструментом правительства в Великом княжестве был Правительственный совет, переименованный в 1816 году в Сенат, состоявший к тому времени уже из четырнадцати финских граждан, назначаемых императором. Параллельно с Сенатом в Санкт-Петербурге действовал Комитет по финским делам (также состоящий из финских граждан), обязанностью которого было представление финских просьб и предложений императору. Однако по большей части в столице империи финские государственные служащие занимались бизнесом с небольшим вмешательством со стороны царского правительства.

Несмотря на эти привилегии, Финляндия ощущала самодержавие российского императора. Финский Сейм после собрания в 1809 году не созывался более пятидесяти лет.
Формально Сейм был законотворческим органом правительства; однако он не мог инициировать законодательство, а мог лишь просить императора о ведении какого-либо нового закона. Более того, император мог созвать или отменить собрание Сената без уведомления Сейма.

Правительство Великого княжества Финляндского представляло собой непростой баланс между традициями финского самоуправления и государственным самодержавием, пока империя уважала этот баланс, финский народ был лоялен к российскому управлению. В отличие, например, от поляков, за все время российского владычества, финны не поднимали восстаний. По этой причине Финляндии удалось сохранять свою автономию до самого развала Российской империи.

Тем не менее Великое княжество не было демократическим образованием. Действия императора соответствовали роялистской конституции, которую Финляндия унаследовала от Швеции. У финнов не было никаких гарантий свободы — все зависело от доброй воли верховного правителя. Когда Александр II Освободитель, снова созвал Сейм в 1863 году, он сделал это не для выполнения каких-либо обязательств, а для компенсации растущего спроса на реформы в империи в целом.

В оставшиеся десятилетия века Сейм ввел многочисленные законодательные меры, которые модернизировали систему права Финляндии, повысили эффективность ее государственного управления, устранили препятствия для торговли и подготовили почву для независимости страны в следующем столетии.

Статьи по Теме

Close